Несмотря на договор дарения жилого дома, суд передал его сыновьям дарителя, заявившим через 20 лет после его смерти о своих правах на наследство.
03.09.2015 судьей Октябрьского районного суда г.Новороссийска Бойковой А.И., по иску братьев Василия Х., Манолиса Х., Владимира Х., предъявленного к двоюродным братьям Евшуковым, было вынесено решение о признании недействительным договора дарения, которым отец истцов подарил своей родной сестре (матери ответчиков) жилой дом, и передаче его (на праве наследования) в собственность истцов.
Все бы ничего, да только договор дарения был признан недействительным по истечении всех мыслимых сроков давности - через 22 года после его заключения. Такое же решение было вынесено и при решении вопроса о восстановления срока давности для вступления в права наследования. Лишь через 19 лет после смерти отца его сыновья решили реализовать эти права, убеждая суд, что все это время не знали о договоре дарения и все эти годы думали, что право собственности на дом оформлено на их почившего родителя, на похоронах которого они присутствовали лично.
Новороссийск забурлил. Историю о том, как брат подарил своей сестре дом, лишив тем самым своих сыновей наследства, знали многие. Отец был в городе человеком известным – занимался ремонтом автомобилей. Многие сочувствовали ему, когда, его жена, уехавшая в Грецию на заработки, переманила туда и своих сыновей. Долго тосковал отец семейства по своим родным, не мог смириться с предательством родных людей. По словам соседей, окончательный разрыв с сыновьями произошел после того, как они навестили отца. В ходе встречи они поссорились. А непосредственно после встречи, в бензобаке автомобиля отца появился сахар. Отец связал эти события.
Вся улица обсуждала историю о дарении дома. Люди поддерживали мужчину, который решил отблагодарить сестру за помощь и поддержку. Ведь именно она ухаживала за ним в последние годы его жизни, что и подтвердили в суде свидетели.
Однако ни их показания, ни показания нотариуса, заверившего договор дарения, не убедили суд в подлинности сделки. Сославшись на заключение судебной подчерковедческой экспертизы, согласно которой для подтверждения или опровержения подлинности подписи дарителя эксперту было предоставлено недостаточно образцов подчерка дарителя, суд признал договор дарения недействительным. Это стало для суда достаточной причиной для передачи в собственность братьев Василия Х., Манолиса Х., Владимира Х. спорного недвижимого имущества.
В силе оставила данное решение и апелляционная инстанция - Судебная коллегия Краснодарского краевого суда по гражданским делам.
Второе решение вызвало большой общественный резонанс, ведь тем самым суды Краснодарского Края создали опасный прецедент, который заведомо обесценивает доказательную силу нотариально заверенных документов. Если эти решения оставит в силе суд кассационной инстанции, Краснодарский Край, а вслед за ним и другие регионы России, захлестнет лавина подобных исков.
Обесценятся установленные законом дополнительные гарантии законности сделки, которые обеспечиваются путем ее нотариального удостоверения. Перестанут действовать сроки давности, установленные законом для защиты нарушенных прав.
Остается надеяться, что Краснодарский краевой суд восстановит законность, в противном случае братья Е. намерены отстаивать справедливость в Верховном суде России.